ГлавнаяDAG клипы |АНЖИ|
Лезги хабарар
 
|Лезгинские клипы |
Лезгинские песни| Село ИСПИК





|| Аулы Дагестана || Дагестанские фильмы || Дагестанские клипы || Дагестанские свадьбы || Кавказские статусы || Лезги Культура || Традиции Дагестана


Воспользуйтесь поиском по сайту
Меню сайта


Лезги манияр


Новое на сайте
Фаризат Зейналова и Ашуг Шемшир - Нинди, нинди, нинди? Зиди, зиди СКАЧАТЬ
Бахтавар - Ширин Клип + песня. Скачать
Лезгин на поле чудес. 02.10.2015 - Сагърай лезгияр / Кличхан хуьр Магарамхуьрский район
Сакит Самедов - До рассвета я скучаю mp3 + видео
Даргинка Фатима поет на лезгинском. Мубарак Лезгинская свадебная
Группа Махачкала и Малик Мустафаев - Потерял песня из репертуара Адалята Шукурова
Шарипова Фарида - Акуна заз ахварай / Лезги ван (сес) 2015 - Номинация эстрадный вокал
Лезги Гамид Шакеров Къусарвидин Руш - Лезги мани
Латифа Айбетова Любимый КIани яр Лезгинская песня 2015
Мелодия - Ширин / Видео Лезгинский мышонок
Супер лезгинка на лезгинской свадьбе в Азербайджане - Кавказ - Лихие 90-е
Испикская школа - Сулейман Стальский райондин 85 йис
Сажидин Саидгасанов - ИСПИК
Мейланов Алимет Алиметович (ВИДЕО)
Заз икьван ч1авалди испикви Мегьамед играми, зи ви гафарай чидай. Амма адан дах, рагьметлу Айдемир халу таниш кас тир.
АБДУЛГАЛИМ ДАДАШЕВ - ЗАСЛУЖЕННЫЙ МЕТЕОРОЛОГ РФ
Мастера Дагестана. Гончар за работой - Ispik.ru


Реклама


Ispik.Ru


Статистика
Яндекс цитирования ALLDAG.ru Яндекс.Метрика Анализ сайта Информеры PR и ТИЦ Информационный портал «Деловая Махачкала»

Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов Счетчик PR-CY.Rank новости
все новости на одном сайте Дагестанский информационный портал - INFO-05.ru


Наши партнеры


Опрос
Какую социальную сеть предпочитаете ?
Всего ответов: 83


Фонд Подари Жизнь
Фонд Подари Жизнь



Гости сайта


Случайное фото


Тэги
Лезгияр лезгинка Лаурита Эльдар Далгатов Мирес Марина Алиева Азербайджан свадьба Анжи Роберто Карлос алина Дагестан Дагестанская свадьба Магомед Аликперов Махачкала диде Годы свадеб СУВАР Дагестанский клип Самира Лезгинская сказка Дагестанские клипы Дербент Народная Камила Мамедова LEZGI Испик Испикская керамика ахты Лезгинская народная песня Хуьр аулы Дагестана Лезгистан ФЛНКА кавказские статусы шиир Лезги руш Лезгинский юмор статусы Лезгины Кавказ Фейзудин Нагиев Наши на русском культура Касумкент Хава Газахова Малик Мустафаев Тельман мемы Типичный Лезгин


Поиск


Главная » Файлы » село Испик » Испикская керамика

Испикская керамика: История, развитие, технология производства
20.01.2013, 10:55
Испикская керамика: История, развитие, технология производства 

Испикская керамика

    В эпоху раннего средневековья (V—X вв.) лезгины осваивают произ­водство керамических изделий с помощью гончарного круга. Традиции изготовления расписной керамики у лезгин также уходят исторически достаточно глубоко в древность. Установлено, что уже в XII—XIV вв. в древнем лезгинском селении Кала существовало развитое керамическое пропзподство бронзовой расписной керамики, типичной в то время для всего южного Востока. Уже тогда изделия калинских гончаров бытовали среди других народов Дагестана. Тарелки, миски, большие блюда из хоро­шо обработанной красной глины, кувшины для воды и т. п. и в настоящее время встречаются в горных селениях Кубачи, Кудали, Балхар. Сохра­нились образцы калинской бирюзовой керамики на месте разрушенно­го селения Цудахар, в развалинах средневековой крепости Аркас и на месте древней крепости Капчугай, разрушенной еще в XIV в. Тамерланом.

Таким образом, уже в средневековье производство бирюзовой керамики в селении Кала, которое было расположено недалеко от современного селения Испик Касумкентского района, носило характер развитого ремесла.

Производство бирюзовой керамики у лезгин, как утверждают Э. В. Кильневская и А. С. Иванов, прекратилось в XIV в. в связи с разрушением се­ления Кала во время татаро-монгольских междоусобных войн.

В дальнейшем, уже с XV в., традиции керамического производства древнего Кала продолжили селения Испик, Сальян и Гезеркент. Керамическое производство на территории Южного Дагестана особенно высокого расцвета достигло в XVIII в. К этому времени керамическое производство распространилось на селения Испик, Сальян, Гезеркент Кюринского округа, Кахул Самурского округа и лезгинские селения Испик, Мюгюч, Еникет Кубинского уезда. Здесь изготовлялись оригинальные по своим художественным особенностям тарелки, кувшины, миски, чашки и другие изделия поливной подглазурной керамики, украшенные ангобной росписью и налепными узорами. Лепные рельефы изображались в виде рыб, мулов, птиц, людей, двуглавых орлов, а также украшались солярными знаками и растительными мотивами.

Специалисты подчеркивают, что «испикские настенные лепные релье­фы несколько отличаются от обычных и довольно широко распространен­ных по всему Дагестану лепных рельефов меньшей условностью и общенностью изображений, иными словами, большей конкретностью изо­бражений животных и большей выразительностью фигурок».

Керамические изделия изготовлялись из специальной глины, добываемой недалеко от тех селений, где занимались этим ремеслом. Мастерские иногда строились отдельно, но чаще занимали одну из комнат жилого до­ма. Стены мастерской оборудовали специальными полками (кьехчин къапарин дезге), куда ставились готовые изделия из необожженной глины. Станок был деревянный и состоял из двух кругов, соединенных осью на расстоянии 67 см друг от друга, верхнего диаметром 27 см, а нижнего диаметром 64 см. Помещался он посередине комнаты в специально вырытой для этого яме глубиной в 1 м, так что верхний круг станка нахо­дился на одном уровне с поверхностью пола.

Глину складывали на площадку, обставленную досками, обливали водой и мяли ногами, выбирая при этом из глины посторонние предметы, сор, камешки. Затем глиняное тесто оставляли на два-три дня, после чего опять мяли.

Из приготовленного таким образом глиняного теста начинали формовать изделия. Для этого мастер брал достаточное количество глины, еще раз мял ее руками и клал на верхний круг станка, затем садился на край ямы, где помещался станок, упираясь ногой в нижний его круг. За тем той же ногой гончар приводил ось станка во вращательное движение, после чего мог придавать своим изделиям любую необходимую форму.

Сушка изделий из необожженной глины производилась или в том же помещении, где они изготовлялись, или же где-нибудь под навесом, на крыше или во дворе и т.д. Высохшие изделия обыкновенно полировались гладким камнем, после чего поступали в обжиг.

Обжиг производился в специально приспособленных обжигательных печах под названием «куьм». Печки эти строили из сырцевого кирпича недалеко от мастерской гончара. Печка имела куполообразную форму с четырьмя дымоходами у основы. Глубина ее достигала 2,5 м с диаметром к 184 см у основания. Спереди печки находилось небольшое отверстие 50 X 60 см, где в течение трех-пяти суток постоянно поддерживался огонь. Наверху имелось небольшое круглое отверстие (диаметром 40—45 см), откуда было видно достаточно ли обжигаемые предметы покраснели. Для обжига в качестве топлива применяли дрова, хворост и кизяк. Обжигали изделия до красноты.

Полива применялась, как мы уже указывали выше, главным образом как декоративный материал. Грубое покрытие глазурью производилось путем обжигания нагреваемого изделия солью или обливания его кислым молоком. При производстве кувшинов, блюд, тарелок, мелкой посуды для покрытия глазурью лезгинские гончары, как и мастера других районов Кавказа, употребляли металлические окиси. Для приготовления поливы пережигали на сильном огне свинец, до тех пор пока он не превращался в окись или свинцовый глет. Глет разводился с водой и яичным белком и употреблялся в таком виде для покрытия мелкой посуды. Для крупных кувшинов глет приготавливался в смеси с нефтью. Этой смесью вымазы­вали посуду и помещали для выжигания в гончарную печь. Изготовлен­ные изделия иногда покрывались для красоты масляной краской и укра­шались зарисовками местного орнамента, чаще всего это были изображе­ния солярных знаков и простые геометрические узоры.

Как отмечают Э. В. Кильчевская и А. С. Иванов, в эпоху позднего средневековья большую роль в декорировке испикской керамики стали играть потечные поливы ярких и богатых цветовых сочетаний, но чаще всего встречались различные оттенки зеленого цвета в сочетании с вишнено-коричневым и иногда с красным или желтым. Применявшаяся в то время прозрачная свинцовая глазурь подкрашивалась природными ми­неральными красителями: окисью меди — в зеленый цвет, окисью марган­ца— в темно-вишневый, окисью железа — в красный и окисью хрома — и желтый.

В гончарных изделиях лезгин (особенно в декоративных блюдах) кон­ца XVIII в. полива становится очень насыщенной и разнообразной по цвету.

Основные приемы украшения лезгинской керамики (особенно в селе­ниях Испик и Мюгюч) сохраняются и в XIX в., что свидетельствует о продолжающейся преемственности художественных традиций бирюзовых изделий старого селения Калы. К тому же узоры керамических изделий Ионика XIX в. весьма схожи с орнаментом ковровых изделий. Исследования керамики Южного Дагестана отмечают, что «лучшие из известных нам образцов испикской расписной керамики, относящиеся в основном к XIX в., и целый ряд дополнительных материалов и сведений позволяют думать о значительном расцвете испикского керамического промысла в конце XVIII —начале XIX в. тем более, что в это время... несколько воз росло торговое и экономическое значение крупнейших в прошлом торго­вых пунктов Дербента и Кубы, бывших непосредственными рынками сбыта испикской поливной керамики» ".

В конце XIX в., особенно с проникновением на кавказский рынок фабричной фарфоровой и фаянсовой посуды из центральных районов России, наступает глубокий кризис лезгинского керамического производства, в результате чего выпуск изделий резко сокращается.

Тем не менее к началу XX в. в Испике, Мюгюче, Еникенте отдельные группы мастеров все еще продолжали вырабатывать простую, очень скром­ную, украшенную белой ангобной росписью, хозяйственную керамику для местного рынка. Причем, как и прежде, продажа их совершалась па больших базарах Касумкента, Зухуля, Ахты, Кубы. Гончарные изделия лезгинских мастеров благодаря высокому качеству изготовления продолжали пользоваться значительным спросом.

Многие предметы лезгинского гончарного искусства были представлены на первой областной сельскохозяйственной и кустарной выставке, организованной в Темир-Хан-Шуре в апреле 1912 г.

Стадиально наиболее древним и примитивным способом гончарного производства не только у лезгин, но и у других народов Кавказа являет­ся производство кахульской посуды, сохранявшееся в некоторых горных районах вплоть до недавнего времени. Это совершенно примитивный спо­соб изготовления посуды без гончарного круга с обжигом на костре без специально приспособленных обжигательных печей. Благодаря особому способу приготовления гончарной массы с примесью толченого камня и волоса кахульская посуда обладала необычной для глиняных изделия прочностью, что, видимо, следует считать одной из причин сохранения этого способа производства керамики до наших дней. Кахульскую посуду изготовляли исключительно женщины, в то время как в Кала, Испике, Мюгюче, Еникенте гончарами были мужчины, а женщины лишь изредка занимались нанесением росписи и украшений.

Эти черты наряду с другими особенностями гончарного производства у кахульцев, по нашему мнению, могут рассматриваться в качество свидетельства того, что способ изготовления кахульской посуды имеет более древнее происхождение, нежели производство гончарных изделий на станке.

В настоящее время производством гончарных изделий лезгины: почти не занимаются. Правда, несколько мастеров из Испика, Еникеита, Мюгюча в совхозных мастерских изготовляют в небольшом числе поливные сосуды с белой ангобной росписью. Упадок данного промысла объясняется главным образом широким проникновением в быт населения покупных керамических изделий, которые ныне во всех лезгинских семьях успешно заменили предметы местного производства.

Источник: 

  1. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин. XIX – начало XX века. М., 1978.

  2. Кильчевская Э.В. Искусство народов Дагестана // Народное декоративное искусство РСФСР





 

 


Категория: Испикская керамика | Добавил: Admin | Теги: Агаширинова, история, Испик, Кала, Мюгуч, Низами Шерифов, Испикская керамика
Просмотров: 3371 | Загрузок: | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
загрузка...

Рекомендовать:
Нравится
Всего комментариев: 2
2 андрей   (22.03.2013 21:25)
http://vzlomaems.com/

1 Лезги Стха   (21.01.2013 19:05)
А сейчас этим кто- нибудь занимается? Есть ли мастера в Испике или других селах Лезгистана?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 аварские, рутульские, кумыкские, даргинские лакские лезгинские табасаранские ногайские агульские цахурские удинские армянские азербайджанские грузинские песни ,лезгины,  Лезгины, лезгинская культура, лезгинская музыка, дагестанская музыка, кавказская музыка, Лезгистан, мультики на кумыкском, кавказские сборники 2012 скачать бесплатно?
© ispik.ru - Все материалы размещенные на сайте принадлежат их владельцам и предоставляются исключительно в ознакомительных целях По истечении 24 часов материал должен быть удален с вашего компьютера. За статьи и комментарии пользователей администрация ответственности не несет. Если Вы обнаружили на Нашем сайте свою работу Без Вашего разрешения, просьба связаться с Администрацией сайта
Село Испик - Лезгияр Лезгины Lezgins Lezgiler Ləzgilər